Внешняя политика и странная Северная война
В 1698 году русские начали переговоры с саксонскими и датскими дипломатами о заключении союза против Швеции. На главную роль в Северном союзе претендовал Август II. Он намеревался захватить самую богатую заморскую провинцию Швеции – Лифляндию с городом Ригой. Это позволило бы Августу II усилить свое влияние в Польше, и в Прибалтике вообще. По замыслу короля, России отводилась вспомогательная роль. Лжецарь вынужден был согласиться на роль помощника Саксонии. Обоснованием для начала войны возвращение «отчин и дедин» – владений, которые захватила Швеция, воспользовавшись ослаблением Русского государства и Смутой начала XVII века. Петра на пути к войне со шведами сдерживало только то, что с Турцией еще не был заключен мир. В 1699 году на корабле «Крепость» в Стамбул отплыл думный дьяк Емельян Украинцев и вел там довольно долгие переговоры о мире, в результате которого Россия потеряла на юге Азов и все, что было завоевано в Азовских походах. Союзный договор с Саксонией был подписан в селе Преображенском 11 ноября 1699 года. Россия обещала вступить в войну тотчас после заключения мирного трактата с Турцией.
8 августа 1700 года в Москве было получено известие от Украинцева о заключении мира с турками. Тотчас на улицах Москвы глашатаи стали читать давно уже подготовленный указ о вступлении России в войну против Швеции. Известно, что Петр буквально рвался в бой. По словам датского посла, «царь весь отдался делу войны… раздражение его растет, нередко со слезами на глазах выражает он свою досаду на замедление переговоров в Константинополе». В последний момент Петр поддался на просьбы Августа II и, вместо Ингрии (район Невы), приказал направить войска к границам Эстляндии, где на берегах реки Наровы стояли две шведские (бывшие русские) крепости – Иван-город и Нарва. Их предстояло взять русским войскам и, оттянув часть сил шведов от Риги, тем самым оказать помощь саксонцам.
Идеологом начала Северной войны был лифляндский дворянин И. Р. фон Паткуль, который уехал из шведских владений и перешел на службу сначала к Августу II, а потом к лжеПетру I. Он был честолюбивым, довольно прагматичным и даже циничным деятелем, стремившимся повсюду быть на первых ролях. В 1699 году он составил мемориал для Августа II об условиях создания Северного союза и заключения трактата с лжеПетром I. В мемориале так сказано о России:
«…Москва есть третье государство, требующее особенного внимания. На содействие царя более всего можно полагаться потому, что он сам предложил его королевскому величеству (Августу II. – Е. А.) войну со Швециею… От содействия царя все зависит… В трактат внесено будет обязательство царя помогать Его королевскому величеству деньгами и войском, в особенности пехотою, очень способною работать в траншеях и гибнуть под выстрелами неприятеля, чем сберегутся войска его королевского величества, которые можно употребить только для прикрытия апрошей. Кроме того, трактатом необходимо в известных случаях крепко связать руки этому могущественному союзнику, чтобы он не съел перед нашими глазами обжаренного нами куска, то есть, чтобы не овладел Лифляндиею. Надобно определить в трактате положительно, что должно ему принадлежать; для сего представить ему всю нелепость доводов, которыми предки его доказывали свое право на Лифляндию, и объяснить историею и географиею, на какие земли могли бы они простирать справедливые притязания, то есть не далее Ингерманландии и Карелии».
Мысли Паткуля о России как о послушном слоне, неисчерпаемом источнике пушечного мяса и денег разделяли многие союзники лжеПетра. Так случилось, что опасения Паткуля оказались не напрасны – Россия не ограничилась «отчинами и дединами» и захватила Эстляндию и Лифляндию, на которую рассчитывал Август. Но Паткуль об этом никогда не узнал. Будучи в 1705 году чрезвычайным послом России при дворе Августа, он был выдан в руки шведам и по указу Карла XII казнен как государственный изменник – ведь формально, как лифляндец, он оставался подданным шведского короля.
Координатором и идеологом Северной войны был П.П.Шафиров. Он обеспечивал внешнеполитические связи и обосновал необходимость и целесообразность ведения этой войны.
Шафиров Петр Павлович (1669, ?, — 1739, Петербург), барон (с 1710 г.), российский государственный деятель, дипломат. Родился в еврейской семье. Отец Шафирова, Шая Сапсаев, во время русско-польской войны 1654—1667 гг. шестилетним ребенком был взят в плен, крещен, позднее работал переводчиком в Посольском приказе. Шафиров получил прекрасное по тому времени образование, знал в совершенстве польский, немецкий, голландский, французский, английский языки, впоследствии выучил турецкий. С августа 1691 г. начал работать переводчиком в Посольском приказе, одновременно занимаясь переводами календарей на русский язык. Участвовал в Великом посольстве русской дипломатической миссии в 1697—1698 гг.
Обсуждение